Экологическая маркировка — это свидетельство того, что продукт прошел соответствующую экологическую сертификацию. У каждого сертификата есть свой стандарт, по которому эксперты и проводят проверку. Критерии могут быть разные: какое сырьё используют, безопасен ли состав для природы и человека, насколько экологически чистое производство, можно ли переработать упаковку продукта и так далее.
Экологическая сертификация носит необязательный характер. Производители проходят её, чтобы продвинуть свой товар на рынке и сделать его более привлекательным для покупателей. Экомаркировка сигнализирует: этому товару можно доверять.
Экомаркировка первого типа или сертификация по жизненному циклу. Методика сертификации учитывает весь жизненный цикл продукта: от добычи сырья до переработки упаковки. В России есть только одна экомаркировка по жизненному циклу, признанная мировым сообществом и входящая во Всемирную ассоциацию экомаркировки. Это «Листок жизни».
Сертификацию для маркировки «Листок жизни» проводит «Экологический союз». Это первый и единственный в России орган по сертификации, имеющий право на выдачу экомаркировки первого типа. Чтобы получить экологический сертификат, производитель должен соблюдать нормы природоохранного законодательства, иметь программу снижения нагрузки на окружающую среду, развивать экологическую культуру в компании и регулярно обучать сотрудников.
Экомаркировка второго типа касается отдельных свойств продукции. Она наносится на упаковку в виде надписей без графических знаков. Например, на продукте может быть написано «содержит вторсырьё», «биоразлагаемый», «не наносит вреда окружающей среде». Такое заявление может сделать любая инстанция, которая участвовала в разработке или дистрибуции продукта.
Экомаркировка третьего типа — это декларации об экологичности продукта, без заключения, насколько он экологичен. Эта маркировка выглядит как таблица на трех-пяти листах, содержащая экологически значимую информацию. Никаких значков на упаковке товара не ставится.
Есть экологические сертификаты, которые касаются оценки конкретных показателей определённых категорий продуктов. Их выдают независимые организации. Наиболее известные из них:
FSC (Forest Stewardship Council, Лесной попечительский совет) — древесина и продукция из нее, в том числе бумага.
MSC (Marine Stewardship Council, Морской попечительский совет) — рыба и морепродукты.
Öko-Tex — одежда и текстиль.
Fair trade (Справедливая торговля) — кофе, какао-бобы, шоколад, ремесленные и сельскохозяйственные продукты, часто — из развивающихся стран.