Лесная промышленность — это целый комплекс производств, в который входит, во-первых, собственно, заготовка леса и, во-вторых, обработка древесины и изготовление из неё изделий.
Леса — не просто лёгкие планеты, как принято говорить, а ещё и своеобразный кондиционер. Поглощая CO2 и запасая его в составе древесины, лес снижает парниковый эффект, помогая бороться с глобальным потеплением. Кроме того, лес — это сложная экосистема.
Отсюда — необходимость контролировать вырубку леса, качественно заниматься лесовосстановлением, бороться с пожарами, минимизировать отходы на всех этапах заготовки и переработки.
Далее — типичные для любой промышленности вопросы потребления ресурсов и выбросов отходов производства.
«Значение экологической повестки в лесопромышленном комплексе России недооценено. В ЛПК заложен существенный потенциал экологических эффектов: поглощение парниковых газов, декарбонизация, переработка отходов, экономика замкнутого цикла. ЛПК также должен стать драйвером и внедрения новых «зелёных» технологий», — считает глава Российского экологического общества Рашид Исмаилов.
ЛПК России много лет работает на наиболее экологически чувствительных рынках и поэтому уже достаточно давно «позеленел». В сегодняшней ситуации в этом есть свои плюсы, считает доктор географических наук, заслуженный эколог России Евгений Шварц.
Сейчас Россия активно экспортирует лес в Китай, но Китай закупает её для производства товаров в европейские страны. Поэтому китайские производители применяют системы сертификации, которые пользуются спросом в этих странах. Мысль, что на внешние рынки можно будет экспортировать продукцию лесопромышленного сектора без учёта международных экологических стандартов — иллюзия.
Сейчас в России есть четыре органа добровольной национальной сертификации «Лесной эталон», стандарты которой основаны на национальных стандартах FSC. В мировой практике есть и другие успешные кейсы замены одного органа международной сертификации на другой, более доступный в конкретном регионе. Например, стандарты и методологии сертификации углеродных единиц сокращений выбросов Verra VCS в странах Ближнего Востока, в Турции, Индии, Китае и Вьетнаме используются и другим международным верификатором — Global Carbon Council (GCC).
Ещё одна точка пересечения бизнеса с экологической повесткой в лесной промышленности — климатические проекты. Запущенный в Европе курс на декарбонизацию с «углеродным налогом» делает подобные проекты, направленные на сокращение углеродного следа, выгодными.