Технологическая карта устройства лежнёвой дороги: промышленная безопасность и охрана труда

6.1. При производстве работ по устройству временной технологической дороги лежнёвого типа в сложных грунтово-гидрологических условиях, на участках с грунтами низкой несущей способности, относимым к болотам I и II типов следует руководствоваться действующими нормативными документами:

— СНиП 12-03-2001. «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»;
— СНиП 12-04-2002. «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство»;
— НПО РОСДОРНИИ-1993 г. «Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог».

6.2. Ответственность за выполнение мероприятий по промышленной безопасности, охране труда, промышленной санитарии, пожарной и экологической безопасности возлагается на руководителей работ, назначенных приказом.

Ответственное лицо осуществляет организационное руководство строительными работами непосредственно или через бригадира. Распоряжения и указания ответственного лица являются обязательными для всех работающих на объекте.

6.3. Охрана труда рабочих должна обеспечиваться выдачей администрацией необходимых средств индивидуальной защиты (специальной одежды, обуви и др.), выполнением мероприятий по коллективной защите рабочих (ограждения, освещение, защитные и предохранительные устройства и приспособления и т.д.), санитарно-бытовыми помещениями и устройствами в соответствии с действующими нормами и характером выполняемых работ.

6.4. Рабочим должны быть созданы необходимые условия труда, питания и отдыха.

6.5. Производственные территории, участки работ и рабочие места должны быть обеспечены необходимыми средствами коллективной или индивидуальной защиты работающих, первичными средствами пожаротушения, а также средствами связи, сигнализации и другими техническими средствами обеспечения безопасных условий труда.

Все работающие должны знать, где находятся предметы пожаротушения и уметь ими пользоваться. Подходы к ним должны быть свободными, размещение и состояние должно обеспечивать немедленное введение в действие. Огнетушители должны быть защищены от воздействия прямых солнечных лучей и нагревательных приборов.

Загоревшиеся материалы, содержащие нефтепродукты и органические растворители, тушить водой запрещается.

6.6. К выполнению работ по строительству лежневой дороги допускаются лица:

— достигшие 18 лет, обученные безопасным методам и приемам производства работ, сдавшие экзамены квалификационной комиссии и получившие документы (удостоверения) на право производства работ;
— прослушавшие вводный инструктаж по охране труда и прошедшие инструктаж по технике безопасности на рабочем месте согласно ГОСТ 12.0.004. Рабочие, входящие в состав бригады, должны до начала работ пройти инструктаж о правильных приемах выполнения операций и правилах техники безопасности по каждому виду работ, выполняемых бригадой, с подписью проводившего и получившего инструктаж;
— прошедшие медицинский осмотр в соответствии с порядком, установленным Минздравом России.

Повторный инструктаж по технике безопасности проводить для рабочих всех квалификаций и специальностей не реже одного раза в три месяца или немедленно при изменении технологии, условий или характера работ.

6.7. Лицо, ответственное за безопасное производство работ, обязано:

— ознакомить рабочих с Технологической картой под роспись;
— следить за исправным состоянием машин и механизмов;
— разъяснить работникам их обязанности и последовательность выполнения операций;
— допускать к производству работ рабочих в соответствующей спецодежде, спецобуви и имеющих индивидуальные средства защиты (очки, рукавицы и др.);
— прекращать работы при силе ветра более 11,0 м/сек во время сильного снегопада, ливневого дождя, тумана или грозы;
— при приближении грозы лицо, ответственное за безопасное выполнение работ, обязано прекратить производство работ и вывести всех работающих из зоны выполнения работ на расстояние не ближе 25 м от ЛЭП.

6.8. Машинистам строительных машин запрещается:

— курить во время заправки и контрольном осмотре заправочных ёмкостей;
— подходить близко к открытому огню в одежде, пропитанной маслом и горючим;
— в случае воспламенения топлива пламя тушить песком, землей или применять специальный огнетушитель;
— работать на машинах и механизмах с неисправными или снятыми ограждениями движущихся частей запрещается;
— оставлять дорожную машину без присмотра с работающим двигателем;
— работать на неисправных механизмах;
— на ходу, во время работы устранять неисправности;
— оставлять механизм с работающим двигателем;
— допускать посторонних лиц в кабину механизма;
— стоять перед диском с запорным кольцом при накачивании шин;
— производить работы в зоне действия кранов и ЛЭП любого напряжения.

6.9. Требования по обеспечению безопасных условий работы трелевочного трактора.

К управлению трелевочным трактором допускаются лица, прошедшие специальную подготовку и стажировку, имеющие права тракториста.
Во время натаскивания хлыстов на щит трелевочного трактора запрещается кому-либо находиться ближе 10 м от натаскиваемого хлыста или каната. Тракторист может начинать подтягивание хлыста только после того, как чокеровщик надежно закрепит хлыст чокером, отойдёт на безопасное расстояние и подаст трактористу сигнал включить лебёдку.

Прежде чем трактор с возом хлыстов сдвинется с места, трактористу следует убедиться в отсутствии людей в опасной зоне. Не разрешается допускать проезд кого-либо на раме трактора и прицепных устройствах.

При загрузке брёвен из штабеля на щит трелевочного трактора лебёдкой такелажники должны стоять сбоку от штабеля и не подходить к брёвнам до окончания подъёма пакета на щит трактора.

При разгрузке брёвен категорически запрещается находиться перед разгружаемым пакетом в зоне возможного раскатывания брёвен.

6.10. До начала работы бульдозера необходимо установить порядок обмена сигналами между подсобными рабочими и трактористом. При работе бульдозера необходимо соблюдать следующие правила:

— при перемещении грунта бульдозером уклоны участков не должны превышать указанные в паспорте машин (не более 30°);
— во избежание обрушения грунта (сползания насыпи) и опрокидывания бульдозера при сталкивании грунта под откос насыпи или засыпке траншей отвал бульдозера не выдвигается за край откоса;
— при устройстве насыпи расстояние от края гусеницы или колеса бульдозера до бровки насыпи должно быть не менее 1,0 м;
— при перемещении грунта бульдозером на подъёме необходимо следить за тем, чтобы отвал не врезался в грунт;
— в ночное время машина должна иметь габаритные световые сигналы и фары для освещения пути движения;
— при перерывах в работе машина должна быть заторможена;
— во время случайных остановок бульдозера отвал должен быть опущен на землю;
— при остановке бульдозера на длительный период необходимо заглушить двигатель, опустить отвал на землю и затормозить бульдозер;
— скорость движения бульдозера на пересеченной местности или по плохой дороге должна быть не выше второй передачи;
— переезд бульдозера своим ходом на другое место работы следует производить с поднятым в транспортное положение отвалом;
— при работе бульдозера машинист обязан давать сигнал при перемене направления движения;
— монтаж навесного оборудования бульдозера на трактор и демонтаж его разрешаются только под руководством механика или мастера, ответственного за производство этих работ.

Во время работы бульдозера запрещается:

— производить земляные работы до очистки участка от леса, пней, валунов и разбивки границ полосы отвода;
— производить разработку грунта бульдозером на расстоянии ближе 1 м от расположения подземных коммуникаций;
— производить без разрешения (ордера на разрытие) от организаций, эксплуатирующих эти коммуникации;
— находиться на раме рыхлителя в момент опускания зубьев в грунт и во время их подъёма;
— поворачивать бульдозер с загруженным или заглубленным отвалом;
— работать с глинистыми грунтами в дождливую погоду при уклонах, не обеспечивающих устойчивое движение машин;
— запрещается находиться между трактором и отвалом или под трактором при работающем двигателе;
— запрещено проводить ремонт, чистку, наладку и смазку бульдозера при работающем двигателе;
— для очистки отвала бульдозер необходимо остановить и отвал опустить на землю.

6.11. Подача автомобиля-самосвала задним ходом к месту выгрузки материалов, должна производиться водителем только по команде Дорожного рабочего, осуществляющего их приёмку. Движение автомобилей самосвалов задним ходом к месту погрузки и выгрузки разрешается на расстояние не более 50 м и должно сопровождаться звуковым сигналом. Очищать поднятые кузова автомобилей-самосвалов следует скребками или лопатой с удлинённой рукояткой, обеспечивающей нахождение рабочего в безопасной зоне. При разгрузке материалов рабочие должны находиться со стороны водителя машины в его зоне видимости, но не ближе 5,0 м к зоне выгрузки.

6.12. После окончания работы машинист должен:

— поставить машину на место, отведенное для её стоянки;
— выключить двигатель и муфту сцепления;
— поставить рычаг коробки передач в нейтральное положение;
— застопорить машину;
— перекрыть подачу топлива;
— в зимнее время слить воду из системы охлаждения во избежание её замерзания;
— опустить её рабочие органы на землю;
— очистить машину от грязи и масла;
— подтянуть болтовые соединения, смазать трущиеся части.

Кроме того, машинист должен убрать пусковые приспособления, тем самым, исключив всякую возможность запуска машины посторонними лицами. На время стоянки машина должна быть заторможена, а рычаги управления поставлены в нейтральное положение. При передаче смены необходимо сообщить сменщику о состоянии машины и всех обнаруженных неисправностях.

6.13. Требования к складированию материалов:

Круглый лес следует укладывать в штабели с прокладками между рядами и установкой упоров, предотвращающих раскатывание брёвен.
Высота штабеля не должна превышать 1,5 м, а ширина — не должна быть менее его высоты. Между штабелями должен быть предусмотрен проход шириной не менее 1 метра.